В разнообразии украинского декоративного искусства художественное вышивание занимает одно из ведущих мест. Это любимая и издавна распространенная разновидность народного творчества. Ведь для вышивания не нужно сложных приспособлений. Когда-то за количеством и совершенством вышитых полотенец, рубашек, скатерок, которые девушка подготовила к своей свадьбе, строили заключения о ее трудолюбии. Умение сердцем ощущать окружающую красоту и воссоздавать ее в узорах каждая девушка сызмала учила у своей матери, бабушки.

Вышивка в Украине - это мир красоты и фантазии, поэтического осмысления окружающей природы, взволнованный рассказ о мыслях и чувстве человека, мир вдохновенных образов, которые достигают давней мифологии, обычаев и представлений наших предков.

К нашим дням дійшла украинская народная вышивка лишь конца XVІІІ - начала XІ столетие - прежде всего потому, что восприятие ее как произведения искусства утвердило лишь в 90- х годах ХІХ столетие. Именно из того времени прогрессивные деятели культуры начинают интересоваться вышивкой и коллекционировать ее в музеях и частных сборниках.

В процессе исторического и культурного развития в Украине в каждой местности упрочились характерные орнаментальные мотивы и композиции, цветовые гаммы, специфические техники выполнения. Они заботливо передавались из поколения у поколение, мастера отшлифовывали лучшие достижения своих предшественников, развивая и совершенствуя их.

Вышивкой занимались повсеместно. Каждый район, даже каждое село отмечались местной своеобразностью.

Художественное совершенство и разнообразие вышивки зависят не только от создания совершенной орнаментальной композиции, тонкого ощущения цвета, а и в значительной мере от выбора техники выполнения. Это разные швы свободного рисунка, которые называют верхними, поскольку выполняют их по заранее нанесенному рисунку на полотно, а также швы счетные, что их выполняют, считая нити полотна - основы и піткання.

В каждом регионе в вышивках сложилась своя, отшлифованная веками единство орнамента, средств выражения его, своя цветовая гамма.

На Полесье распространенные женские рубашки, которые густо призборюються вокруг шеи, имеют виложистий ворот и чехлы. Мужской костюм на Полесье был очень сдержан относительно оздоб. Праздничная одежда мужчин состояла из рубашки, которая имела широкую вышитую манишку, стоящий или виложистий ворот и чехлы, на которые густо призбирували рукав рубашки.

Издавна существует на волынском Полесье обычай украшать рубашки узорчатым ткачеством, под влиянием которого образовалась техника шитва "занизування". Характерной особенностью этой техники есть то, что вышивальная нить протягивает через всю длину орнамента, аналогично шву " впереди иглы " . Вышивается в зависимости от узора горизонтальными параллельными стежками дело наліво до конца ряда, а потом в зворотньому направления. Основным, доминирующим всегда есть красный или вишневый цвет, силу звучания которого подчеркивают синим или черным. Орнаментальные мотивы геометрические и укрывают все поле рукава. На полике и підопліччі орнамент ложится в горизонтальном направлении, а ниже полика организовывается в вертикальные полосы. Часто в украшенных ткачеством рубашках чехлы и ворот вышиваются мелким " крестиком " красно-черными цветковыми мотивами. В отличие от орнаментов рубашек Среднего Поднепровья, которые имели эффект глубины пространства, ажурности, на Полесье орнамент на рукавах рубашек ложится площинно, укрывая весь фон, вышивка выступает активно благодаря красному цвету и техникам поверхностного шва- занизування, заволікання, насилование.

Для Житомирщины характерной есть вышивка красного с синим или черным цветами, которая сплошь укрывает рукав рубашки. Рядом с "занизуванням" приобретает распространение мелкий "крестик".

В полесской вышивке используются нескладные орнаменты, которые образовываются из ритмического повтора отдельных или вписанных один во второй ромбов, восьмиугольных звезд, ломанных линий. Особое место занимает мотив "осьмирожка". Розетка - основной и наиболее распространенный мотив вышивок Полесья. Она имеет четыре, шесть и восемь обостренных или округленных концов, которые попеременно вышиваются красным или черным. Розетки чередуются с изображением ромбов, кругов, зигзагів, крестов в разных вариантах. Мотив креста часто бывает вписан в ромбы, прямоугольники и имеет разная цветная окраска - красное, или черное или синее. Часто в вышивке встречается мотив птицы, иногда с деревом жизни в центре, с веточками из ягод и листву. Иногда мотив птицы конкретизируется к более ясному воспроизведению лебедя, орла, павы, качки. На черниговском Полесье зафиксирован мотив филина, изредка грифонов, орлов, коней. Из архаических мотивов встречаются выразительно стилизованные антропоморфные мотивы в виде ромба, которые имеют местное название "на казака".

Отмечается полесская вышивка размеренным ритмом лаконичного по абрисам мотива. Любимейший у поліщуків есть линейные орнаменты, которые состоят из ромбов в середину которых помещены геометрические розетки разной конфигурации.

В вышивке Полесья сохраняется большое количество геометрических фигур, от которых веет таинственной силой легенд и верований наших пращуров. Значительное количество геометрических орнаментальных мотивов, которые сохранились, имели в давность магическое содержание. Вышивки были своеобразным оберегом от злых сил. Однако со временем семантика их затемнилась, потерялось их первоначальное значение, вышивка осталась только художественным обрамлением. За ассоциацией с разными реалиями, предметами, утвердили новые названия мотивов: "воловьи глаза", "оленьи главы", "бараньи рога".
Полесские орнаменты не имеют деталізованної внутренней разработки мотивов, применение одновременно нескольких техник выполнения. Основная эмоциональная нагрузка принадлежит красному цвету, который играет важную роль и подается без полутонов. Дежурство красного узора и белого фона вносит в вышивку дополнительную ритмичность и красоту.

Полесские мастерицы достигали в вышивке бесконечного богатства вариаций тех самых мотивов. На западном Полесье геометрические орнаменты комбинируются в бордюры, которые размещаются вдоль осевой линии. Чаще всего это ритмический повтор того самого мотива. Свободное пространство между ними заполняется половинками других элементов. Так, если бордюр состоит из ромбов, то пространство между ними заполняют треугольники или половинки розеток, образовывая завершеные за своей красотой узоры. Орнаменты укрывают сплошь все поле рукавов женских рубашек, широкой полосой - манишки в мужских.
В вышивках Ровенской и Волынской областей преобладают геометрические орнаменты, композиции которых образованы из ритмического повторения ромбов, ломанных линий, восьмиугольных звезд. Основной цвет - красный, иногда прибавлялась черная или синяя нить. Киевское и Черниговское Полесье имеет также окраска вышивки в красный цвет, распространенной есть техника "занизування", что имитирует узорчатое ткачество, а также "вырезывание", ажурные мережки.

В киевском и черниговском Полесье распространенным было также шитье "белым", что объединялось с ажурными техниками "вырезывание" и разнообразными мережками. Применяли мотивы "терн", "виноград", "ключики". Типичный для Черниговщины элемент ажурного объединения двух частей рубашки с помощью сквозной мережки, так называемой "черниговской расшивки".

Выделяются вышивки Ковельского, Камень- Каширського, Владимир-Волынского, Любомльського, Любешівського районов, а также вышивки северо-восточной части Волыни. В селах Забужжя, пульмо вышивали ленточными узорами, образованными из рядов ромбов, вписанных в прямоугольники, которые попеременно вышивались красным и синим цветом. Если северо-западному ареалу присущая вышивка синьо-червона с мелкими орнаментальными элементами, то узоры восточного Полесья характерные красно- черным объединением цветов и орнаментами массивных форм.

В полесских районах Ровенской области существовала вышивка белыми нитями гладью, вырезыванием, набіруванням, которой разукрашивали женские рубашки, полотенца. На Полесье использовали также "вырезывание", и ажурные "расшивки" (техника, при которой две части рубашки объединяются между собой с помощью сквозной мережки). Разные элементы народной одежды выполнялись упроченными техниками шитья . Так, уставки, манжеты, вороты, а также пазухи женских и мужских рубашек выполнялись "заволікуванням", "занизуванням", а кожухи, свиты - гладью, стебельным швом. Тамбуром вышивали полотенца . Платка из белого льняного полотна имели на углах большую кисть и ромбический орнаментальный рисунок рельефной вышивки в техниках гладьових швов.

Рядом с давними мотивами распространенные рослинно-геометризовані мотивы "мальвы", "березки", "хмель", "барвинок", а также "гусиная кавычка", "сливки", "старчики". Они дают вышивальщицам широкие озможность для створеннія целостного художественного образа. В их трактовании всегда присутствующая связь с живой природой, но они решены условно и стилизовано.

В конце XІ - в начале XX ст. распространяются мотивы "розы" в красно-черной гамме, выполненные в технике "крестика". На Киевщине они приобретают декоративно-плоскостной характер и сплошным ковровым орнаментом укрывают все поле рукавов женских рубашек, а также манишки. Цветковыми мотивами разукрашивают манишки мужских рубашек , которые превращаются в широкие нагрудные украшения. Кроме давних мотивов, в традиционной технике "занизуванні", ажурного "вырезывание", в начале XX ст., появляется "крестик", а еще позднее - "гладь". Так, на киевском Полесье (в Іванківському, Полесскому районах) в 30- х годах ХХ ст. бытуют так называемые "писаные", или "рисовані", мужские и женские рубашки. Это условно решенные по форме цветы, листочки, бутоны с многочисленными пагінцями, усиками. Техника заключается в том, что рисунок предварительно рисуется на полотне, потом зашивается контур рисунка черным цветом, а плоскостные изображения - красным. Вышивка "писаных" рубашек нуждалась в особом умении и художественном вкусе. В каждом сели на киевском Полесье были свои признанные мастерицы. В селе Мусійки наилучшей была Анна Єрмоленко, в селе Сукачі - Екатерина Онопрієнко. Известной на все село Болотня была иметь прославленной народной малярки Марии Приймаченко - Прасковья Васильевна.

На изломе XІ-XX столетий в Черниговской, Сумской областях появляется новая техника "тамбуром", которая влияет на смену художественной стилистики вышивки полотенец. Ее овладение открыло перед мастерицами новые декоративные возможности: выявление и подчеркивание привередливой контурной линии рисунка, ритмического соотношения с фоном. Особенно интересными были так называемые "кумачу" полотенца, которые выполнялись на красном фоне белыми нитями.

В зв'яку с изменениями крестьянского быта, обусловленными развитием капиталистических отношений, в конце XІ ст. происходят кардинальные изменения и в народном искусстве. Прежде всего в нем ощущается непосредственная связь с новым укладом жизни, новыми впечатлениями, заинтересованностью новыми темами - они обозначились на переориентации вышивальщиц на новые сюжеты, новые орнаментальные мотивы и композиции.

В крестьянский быт входят печатные массовым тиражом дешевые рисунки. Мастерицы охотно переносили на поле полотенец, у окружение растительного орнамента, гирлянды с вензелями, букеты, изображения ваз и корзин с плодами, цветами. Эти рисунки отвечали вкусам и запросам массового городского потребителя, тем не менее они были лишены простоты, декоративной целостности, присущей народному искусству.

Источник http://www.ukrop.com/

Вход на сайт

Кто на сайте

Этот месяц Этот месяц 15
UA
Гости 141
Сейчас онлайн
-


Реклама в Интернете