Костюм как знаковая система. Традиционный костюм украинцев рядом с обеспечением физического существования человека удовлетворял ее разнообразные социальные нужды. Благодаря своей символической навантаженості костюм, будучи материальным произведением, мог выполнять функции, присущий феноменам духовной культуры.

Багатоманітність символов и вариантов их объединения непосредственно связанные с назначением костюма. Так, при переходе от повседневного костюма к праздничному, а также от праздничного до обрядового активно возрастала роль знаковых функций. Вместе с тем на задний план отходила практическая функция: в праздничном костюме ей принадлежала второстепенная роль, а в обрядовому практические свойства отдельных элементов вообще не брались к вниманию.

Отличие в соотношении практичности и знаковости присутствующая и на уровне отдельных свойств компонентов костюма. Наименее информативными есть конструктивные особенности - крой, силуэт, пропорции одежды. Они определенного мерой стабильные не только в пределах одного этноса, а и имеют немало близких черт в соседних и даже довольно отдаленных народов. Особенности же декоративно-художественного оформления одежды более открытые для воплощения - в рамках традиций - личных желаний и вкусов. Поэтому декоративно-художественные приемы значительно багатоманітніші не только в историческому, а и в территориальном плане и способны выступать символами широкого круга духовных ценностей.

Символика народного костюма - важная составляющая национальных традиций. Зафиксированная таким образом  социальное значащая информация обеспечивает не только развитие самого костюма, а и в значительной мере жизнеспособность всей наций. Знаковые функции принадлежат к тем стереотипам, в которых вдоль возрастов утілювався опыт поколений, их представления об окружающем миру и человеке в нем. Они касаются прежде всего регламентации будничного, праздничного, обрядового костюма, престижности одних и непрестижности других видов одежды, эстетичного решения одежды определенных социальных групп, норм и правил пользования одеждой в зависимости от возраста, пола, семейного состояния, представлений о границах разрешенного в проявлениях личных вкусов и вкусов и т.п..

Нужно иметь в виду, эту понимание семантики многих свойств народного костюма уже в конце XІ - в начале XX ст. було в значительной мере забугс, а способы их достижения сохранялись лишь по традиции.

Этническая символика костюма указывает на принадлежность человека к определенной нациям. В украинском костюме это свойство выступает одной из ведущих, хотя количество сугубо специфических элементов ограниченная довольно узким колом декоративно-художественных средств и конструктивных приемов.

Вообще каждый народ оценивает свой костюм как найдосконаліший и наилучший. При этом берутся к вниманию приспособленность костюма к основным производственным процессам, природно-климатическим условиям, антропологическим особенностям человека и т.п.. Не последнюю роль сыграют и субъективные моменты, в частности соответствие одежды существующему в народе эстетичным и моральным нормам.

Осознание этнической специфики одежды большей частью проявляется в межэтнических контактах и зависит от их характера. Там, где межэтнические взаимоотношения не были напряженными, возникали своеобразные региональные комплексы, особенности которых были этническими символами нескольких народов. Примером с комплексы одежды украинского и молдавского населения Буковины. Вместе с тем история народного костюма украинцев знает случаи, когда его сохранение от іншоетнічного влияния выступало как своеобразный способ протеста.

Этническими символами народного костюма украинцев есть и ряд особенностей одежды других народов. Вчастности, значительная часть запорожского казачества из соображений престижа позаимствовала немало прикметних признаков одежды народов Европы и Востоку. Позднее казацкий костюм не только справил заметное влияние на развитие украинской народной одежды в целом, но бывали случаи, когда он осознавался как национальный.

В конце XІ - в начале XX ст. этническая специфика наиполнее сохранялась в комплексах крестьянской одежды, благодаря чему за ним закрепился термин "народный костюм". На самом деле же последний, не имея единого общенационального варианта, бытовал как ряд региональных комплексов и их локальных вариантов. Позднее, с переходом на городские формы одежды, началось постепенное стирание Э. с. к.

Региональная специфика костюма передается символами, которые принадлежат к числу этнических, но воспринимаются как такие лишь определенной частью наций. Образованию региональных особенностей оказывали содействие отличию исторического, экономического и социального развития украинских земель, своеобразность природно-климатических условий, разные за характером межэтнические связи. В результате этого народный костюм украинцев бытовал как ряд региональных комплексов (Среднее Поднепровье, Полесье, Подолье, Юг, Карпаты и Прикарпатье, Полтавщина и Слобожанщина), каждый из которых имел свои локальные варианты.

Признаками Р. с. к. могут быть особенности отдельных его видов (конструктивные, декоративно-художественные, знаку), способы их ношения и костюмы в целом. Чаще всего это традиции декоративно-художественного решения одежды. Тем не менее нужно отметить и своеобразность кроя некоторых его компонентов. Рядом с повсеместно распространенными рубашками с пришитыми по основе уставками бытовали и другие варианты. Вчастности, на Закарпатье носили рубашки- василька, густо присобранный станок которых пришивался к много вышитой кокетке. Различались по регионам и способы ношения мужских рубашек - заправленными в штаны или навипуск.

Региональные особенности оберегали украинский костюм от преобразования на своеобразный однострой, реальной угрозой чего было ограниченное количество типов кроя и материалов для одежды.

Половая знаковость костюма . Народная этика требовала различения одежды взрослых людей за признаками пола. Между тем материал и типы кроя давали возможность создавать конструкции, которые лишь в общих чертах приближались к фигуре человека. Поэтому нередко одежда для людей разного пола отличался прежде всего размерами.

Во избежание этого, своеобразные "базовые формы", создаваемые прямоугольниками или треугольниками, разнообразили вставными клиньями. Расширение одежды от талии книзу (особенно для женщин) определенной мерой подчеркивало силуэт и пропорции человека. И основную роль знаков пола выполняли декоративно-художественные средства. Черт уравновешенности, покоя женской фигуре предоставлял значительный за площадью поясная одежда, орнаментированная с преобладанием горизонтальных линий и геометрических фигур, с которыми связанное представление о стойкости (квадрат, прямоугольник). Он воспринимался как масивніший сравнительно с рубашкой и плотно прилегающей нагрудной одеждой, декор которого тяготел к вертикальной оси. Чтобы достичь желательного впечатления полноты и роста, с которыми было связанное понимание женского идеала, линии кроя делали большей частью в виде плавных кривых. Размещение пояса на линии талии подчеркивало пропорции женщины.

Компоненты мужского костюма декорировались значительно скупее и не предусматривали изменение восприятия объемов и пропорций тела.

Возростная градация костюма - ряд признаков, которые удостоверяли принадлежность человека к определенному поколению. Довольно часто такие признаки дополнялись символами семейного состояния (см. дальше).

Особенно развитая В. г. к. в женской одежде. Согласно  этическим нормам более всего внимания отводилось одягові девушек и молодых женщин. Для них шили рубашки из тончайшего полотна, украшенные пышной вышивкой. Крой нагрудной одежды, в частности керсетки, должен был подчеркивать фигуру, для чего завышали линию талии, расширяли низ вставными клиньями (усами). Украшалась керсетка аппликациями и нашивками, а широкий вырез горловины оставлял открытыми декоративные элементы нательной одежды. Разнообразные украшения делали девушку или молодицу еще более привлекательной.

С возрастом женщины, особенно замужней, ее костюм постепенно становился стриманішим, главным образом благодаря уравновешенности декора напільної плахты с равным количеством красных и синих нитей. Женщина среднего возраста могла донашивать некоторые вещи своего девичьего костюма, за исключением своеобразных символов девичества: венков, красных лент. Силуэт одежды лишь в общих чертах подражал фигуре.

Тональная сдержанность, почти полное отсутствие украшений, а также ярких цветов характеризуют основные признаки костюма женщин старшего и преклонного возраста. Традиционная мораль, согласно  которой такие женщины не должны были отличаться, находила здесь свое отражение.

Мужской костюм также имел свою систему соответствующих признаков, тем не менее она была значительно более простой. Вековые отличия, кроме колористики одежды, в которой с годами уменьшалось количество ярких тонов и контрастных объединений, подчеркивались отдельными элементами костюма (поясом, шапкой) и его аксессуарами (колыбелью, палкой), особенностями прически, усами и бородой.

У украинцев не было детской одежды как такого: он отличался от взрослого лишь размерами. Больше того, в детском возрасте по сути не было деления одежды за статью. Мальчики и девочки к 5- 6 лет, а иногда и старшие носили лишь рубашку как нательная и нагрудная одежда. Эта традиция связана не столько с материальными условиями, сколько со стойким сохранением своеобразного стереотипа. Статус "взрослости" среди украинцев был неотрывным от участия в трудовых процессах, и когда дети начинали выполнять определенные виды работ, они переходили на взрослую одежду. Это означало прежде всего увеличение количества его компонентов. Право носить, например, некоторые виды главных уборов и поясной одежды непосредственно связывало с переходом в категорию взрослых.

Признака семейного состояния в костюме большей частью дополняли символы вековой градации. Такие признаки были имеющийся главным образом в женском костюме, где они, вчастности, выкапывали магические функции. Это касается прежде всего главных уборов. Ленты и венки, которые носили девушки на праздники, служили символами достижения ими брачного возраста. При этом определенным чином отличались венки девушек "на поре" и помолвленных, тем не менее их изготовление и облачения не сопровождалось обрядовыми действиями.

Свадебный венок, несмотря на свою похожесть с праздничным, был действительно универсальным знаком, который содержал в себе значительное количество разнообразных символов - от любви и брака к оберегів от "плохого глазу" и других злых сил. Поэтому начиная с собирание барвинка и других цветов для его изготовления обязательно придерживались определенных ритуалов. Венок и другие компоненты свадебного главного убора постоянно находились в центре ритуально-обрядових действий и знаменовали собой ход етанів свадьбы. Снятие венка из молодой и облачение на нее очіпка и наметки удостоверяли ее переход в статус замужней женщины. Окончательно он устанавливался в доме молодого, где вместо наметки его избранницы связывали платок.

Символику семейного состояния передавали и особенности прически. Девушки ходили с непокрытой главой, заплетая волос в одну или несколько селезенок. На свадьбе селезенку расплетали, а кое-где даже отрезали. В дальнейшем замужняя женщина до конца своих дней полностью закрывала волоса главным убором.

У украинцев не существовало четких символов удівства. Большей частью они передавались так же, как и вековые признаки.

Характерным явлением было использование свадебной одежды как поховального в случаях смерти незамужних или неженатых людей. Здесь отображенное народное представление о том, что каждый человек должна пройти основные этапы своей общественной жизни, а одежда выступала как найвиразніший их символ.

Социальная символика костюма . В признаках социального статуса наиполнее проявлялась способность одежды объединять или разъединять людей. Поэтому нередко социальные символы выполняли роль этнических.

В Русской империи, в состав которой входила большая часть Украины, официальные распоряжения относительно костюма распространялись лишь на представителей господствующих слоев. Добровольно их придерживались и другие зажиточные люди. Как следствие, их костюм испытал заметное влияние европейской моды, престижнозначущі элементы которой стали выступать как социальные символы. Вчастности, формой демонстрации украинской знатью своей лояльности к польской короне была ориентация на польскую моду. Все это отторгало развитие костюма зажиточных слоев населения от этнической среды. Правда, известные и случаи использования народного костюма, лишь бы удостоверить свое национальное единство с соотечественниками. Такой господин обрисован Тарасом Шевченко: он:

"В свите ходит между господами,
И пьет водку с мужиками,
І вільнодумствує в кабака".

Вместе из тем некоторые черты костюма общественной элиты проникали в народную одежду. При этом определяющими были не столько практические, сколько престижные соображения. Таким путем, вчастности, пришел из польской одежды в украинский широкий виложистий ворот.

Тем не менее большей частью народ придавал решающее значение именно количества одежды, которая была в распоряжении крестьянской семьи и каждого из ее членов. С особой полнотой роль одежды как имущества раскрывалась при подготовке приданого молодой (см. раздел "Семейные обычаи и обряды"). Знаком социальной дифференциации была и частота перемены костюма, а также наличие костюмов, разных по назначению. Зажиточными считались те, кто имел по несколько комплексов одежды на каждого член семьи; в семьях среднего благосостояния было по два комплекса - будничный и праздничный. Среди бедности нередко практиковалось ношение отдельных видов одежды и обувь поочередно  отдельными членами семьи.

Символом социального положения была также качество тканей, из которых пошитая одежда. Большинство населения пользовалось тканями и другими материалами домашнего производства; покупные ткани большей частью применялись для главных уборов, отдельных дополнений. Вконце концов, социальные отличия обозначались на количестве и способах выполнения декоративно-художественных приемов, количества и качества дополнений, украшений и т.п..

Итак, С. с. к. не связанная с его внутренними свойствами и довольно часто определялась особенностями его включения в ту или другую социальную ситуацию. Одежда человека и его место на социальной стремянке, совпадая в общих чертах, могли и не быть тождественными. Поэтому знаки социальной градации костюма не имеют той четкости и однозначности, которая характерная для других его признаков.

Обрядовая символика костюма - признака, которые отображают широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззренческих представлений и норм обрядового поведения.

Большей частью обрядовыми символами выступали отдельные компоненты костюма: платок или полотенце на сватанье, крижмо на родинах, белая (или черная) платок на похороны и др. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благосостояние, здоровье, любовь. Немало обрядовых символов имели давне происхождение и не использовались в повседневном костюме. Вчастности, изготовленный архаическим способом с помощью веретена поховальний одежда, сохраненные в свадебном обряде отдельные виды костюма (гугля), формы кроя (додільні рубашки), способы облачения некоторых вещей (с помощью завязок) - все это наделялось чрезвычайными свойствами.

Особой магической силой, как считалось, владели вещи, изготовленные специально для того или другого обряда собственными руками. Так, девушка непременно должна была пошить рубашку своему жениху. Символическое значение имели и обязательные дары - сапоги, которые зять дарил тещи, и наметка - подарок свекрови от невестки. То же можно сказать о вещах, которые их дарили на помолвке и післяродових обрядах.

Обрядовая функция одежды оказывалась и в специфических способах его использования. При этом нередко шли даже на сознательное нарушение норм пристойности. Так, при выполнении многих ритуальных действий носили одежду наизнанку, тогда как в повседневной жизни это считалось за нехорошую примету. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюм противоположного пола, а также независимо от поры года носили меховую одежду.

Своеобразной формой игнорирования этических норм была архаическая традиция частичного, а иногда и полного оголения, которое допускалось в обрядовых действиях. Даже в конце XІ ст., чтобы предотвратить распространение эпидемий, вокруг села проводили борозну, и делали это голые или полуголые женщины. Магические действия при севе некоторых полевых и огородных культур также осуществляли обнаженные женщины, а иногда и мужчины. Ритуальное оголение символизировало две противоположных тенденции: сближение человека с нечистой силой и вместе с тем защита от нее.

Роль обрядового символа часто выполняла цветная гамма одежды. В свадебном костюме извечное доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. Вчастности, в поховальному одежде черный цвет стал символом тоски лишь на рубеже XІ- XX ст., вытеснив белый, а кое-где синий.

Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды оказывала содействие преобразованию некоторых из них на этнические символы.

Источник http://etno.webua.org/

Вход на сайт

Кто на сайте

Этот месяц Этот месяц 15
UA
Гости 138
Сейчас онлайн
-


Реклама в Интернете