снять сауну в спб

Комплекс мужской одежды курдакско-саргатских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

Отметим, что хотя сведения о нательной одежде присутствуют практически во всех источниках, информаторы тем не менее часто упоминают о том, что раньше многие мужчины вообще обходились без белья. Объясняют они это либо бедностью, либо традицией ("старики нижнюю рубаху не носили"). Мы склонны считать оба утверждения правомерными, так как широкое распространение нательная одежда у народов Сибири, в том числе и сибирских татар, получила относительно недавно, не позднее XVIII в (Прыткова Н.Ф. 1952, c. 19) и наличие ее свидетельствовало как о более высокой стадии развития одежды вообще, так и о сравнительно высоком материальном уровне.

В качестве сезонной (теплой) плечевой одежды у курдакско-саргатских татар бытовали стеганые полупальто (телогрейки), драповые и суконные пальто, суконные халаты, полушубки, шубы и тулупы. Наиболее характерными в этом перечне являются халаты из сукна домашнего изготовления ( сукман, сукмен, сухмэн, чигман, шабур, шабыр, шобыр ). Несмотря на значительное разнообразие верхней плечевой распашной одежды из ткани указанной группы сибирских татар, можно с определенной долей уверенности выделить традиционный, "нижний", пласт этой одежды. Вне всякого сомнения, это шерстяные (суконные) халаты, на что указывает и покрой, и повсеместное распространение, и значительные локальные различия в названии при сохранении корневой основы или сходства в произношении.

Мужские головные уборы курдакско-саргатских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, хотя определение "летние" достаточно условно, т.к. носили такие головные уборы круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар в целом.

Неотъемлемой частью мужского комплекса одежды курдакско-саргатских татар были пояса: курсак (Утузы), куршак (Ильчебага), коршак (Тевризский район), бильбау (Ашеваны), пильбау (Ашеваны, Кайнаул, Каусы) - тканые, а также отмечен зимний меховой пояс курсан в Тевризском районе. Пояса ткали из овечьей шерсти, окрашенной фабричными (анилиновыми) красителями в различные цвета - достаточно пронзительные - причем гамму составляли практически все цвета спектра (бордо, красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) различных оттенков.

Помимо шерстяных тканых поясов были в достаточной степени распространены и тканевые, или "матерчатые" пояса, которые представляли собой полосу однотонной хлопчатобумажной ткани, предпочтительно красного цвета.

К началу XX века в среду курдакско-саргатских татар стали проникать образцы общеевропейской городской одежды, изготовленной в соответствии с модой, распространение которых, хотя и тормозилось мусульманским духовенством, но к концу изучаемого периода удельный вес нетрадиционной одежды (особенно у молодежи) был достаточно высок.

Прежде чем приступить к характеристике женской одежды курдакско-саргатских татар, отметим, что комплекс ее в основном совпадает с комплексом мужской одежды (это относится как к покрою, так и к составляющим элементам комплекса). Мы будем рассматривать нижнее белье (то есть нательную одежду), надеваемые поверх него платья, распашную плечевую одежду различных видов, сезонную одежду, головные уборы и обувь.

Основными чертами покроя рубах (платьев) курдакско-саргатских татарок были: стан, выкроенный из переда и спинки, длинные широкие рукава, вшитые в слабо выраженную пройму или напрямую пришитые к стану, воротник-стойка, застежка на груди. Кроме того, обязательным элементом женских платьев этого периода были оборки, пришиваемые на подол. Таких оборок (они выкраивались по прямой нити и собирались на нитку) на платье, в зависимости от наличия ткани, а соответственно и от достатка владелицы, могло быть от 2 до 4. Ширина их также варьировалась, но идеалом были такие оборки, "что из них еще одно платье можно сшить". Назывались оборки алашитек, йапмач (Тевризский район), епмач, ильгэн (Большая Тебендя), йобенцэ (Каусы), перме (Ашеваны), пермешке (Кайнаул). Платье же, отделанное оборками, могло, например, называться епмачлы койлек (Ашеваны).

Поверх платья надевалась выкройная распашная плечевая одежда с рукавами или без рукавов, для видового обозначения которых мы примем термины "жакет" и "безрукавка" как наиболее нейтральные и отражающие суть этого вида одежды. Опираясь на рассмотренные образцы женских безрукавок, можно проследить отчетливую тенденцию их развития в изучаемый период. Очевидно, что наиболее ранним видом была безрукавка с вертикальным швом на спинке, приталенная и расширенная книзу различного рода клиньями, вшитыми в боковые швы. Вырез горловины такой безрукавки был глухим, округлым, застежка, скорее всего, осуществлялась без запаха, встык, а длина безрукавки доходила до уровня колен или чуть ниже. Все рассмотренные варианты безрукавок обладают общей основой, которая позволяет характеризовать их как традиционные. Это, во-первых, использование одних и тех же тканей - бархата, плюша, сукна, а для повседневных безрукавок - хлопчатобумажных тканей. Во-вторых, обязательно наличие подклада. В-третьих - сохранение облегающего силуэта (в той или иной степени) независимо от общей длины. И, наконец, один и тот же способ использования - надевание поверх платья в качестве обязательного элемента костюма. Кроме того, к 1930-м годам все виды безрукавок бытовали практически одновременно, и это приводило к взаимопроникновению их элементов, так что "в чистом виде" рассмотренные варианты встречаются крайне редко.

В качестве сезонной теплой одежды у курдакско-саргатских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей ( тун ), плюша или бархата ( плюш тун ), в зимнем варианте отделанные мехом ( мик тун ). Вообще женская теплая зимняя одежда далеко не так разнообразна, как мужская, что связано, безусловно, с домашним характером женского труда в рассматриваемое время; при этом специальная теплая одежда была женщине не особенно нужна. В случае необходимости женщина могла надеть полушубок мужа или отца.

Практически все головные уборы курдакско-саргатских татарок можно свести к 3 основным типам. Это покрывало, шапка и головная повязка. В данном случае мы придерживаемся классификации Д.К. Зеленина, выделившего для русских головных уборов 4 типа - платок, чепец, шапка и девичий венец (Зеленин Д.К. 1991, с. 254). Поскольку у русских головные уборы замужних и незамужних резко отличались (чепец и венец), а у татар такого различия не было, мы выделили лишь 3 названных типа женских головных уборов. Головным убором типа покрывала мы называем различных видов платки - яулык ( йоулок - в Карагае) и шали - шэл . Шали редко надевали отдельно, их чаще всего носили в сочетании с различного рода шапками, а также головными повязками. Исключение составляла пуховая шаль, которую могли надеть и поверх 1-2 платков.

Следующий, и последний, тип головных уборов курдакско-саргатских татарок - головная повязка сарауч или сарауц (Абаул, Карагай). Эти повязки представляют собой один их наиболее архаичных элементов в одежде курдакско-саргатских, да и всех сибирских татар.

В работе дается характеристика мужской и женской обуви в одном разделе, поскольку различия между ними были минимальными и не имели принципиального значения (за исключением городской покупной обуви). Если исходить из материала, обувь курдакско-саргатских татар можно разделить на 2 категории - кожаную и валяную. В категории кожаной обуви, ориентируясь на технологию ее изготовления, а также учитывая способы приобретения, мы выделяем следующие группы: 1) обувь, изготовленная в домашних условиях (сюда же мы относим обувь, изготовленную местным мастером, поскольку технологические приемы и уровень работы были во многом схожими); 2) обувь, сшитая на заказ мастером-профессионалом (часто другой национальности) или таковая же, приобретенная в торговой сети и отвечавшая традиционным требованиям; 3) городская модная обувь, не имеющая этнической окраски, также приобретенная в торговых точках. В категории валяной обуви нами выделены, исходя из технологических приемов, грубошерстная и тонкошерстная обувь, а исходя из внешних признаков - валяные сапоги и калоши. Отдельно мы рассмотрим резиновую обувь (калоши), которая не выделена в отдельную категорию по причине явной "чужеродности" материала и промышленного характера ее изготовления.

В структурном плане все украшения курдакско-саргатских татар по их назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные и наручные. Не вошли в эти категории и рассматриваются отдельно лишь застежки, что объясняется их утилитарными функциями. Застежка довольно часто выступает в качестве вспомогательного элемента, при помощи которого скрепляются, например, полы камзола. Также отдельно рассматриваются сферические пуговицы ювелирной работы.

Головные украшения делятся на накосные и наушные; шейно-нагрудные включают в себя ожерелья, бусы, броши; в наручные украшения входят группы браслетов, перстней и колец. Непосредственно перед рассмотрением комплекса украшений курдакско-саргатских татар приводятся сведения относительно техники изготовления, материалов и способов приобретения украшений, рассматриваются способы монтировки и сборки ювелирных изделий. В комплекс украшений курдакско-саргатских татар входил и ряд предметов, выполнявших магические функции и игравшие роль оберегов. Если большинство девичьих, женских и других украшений свою первоначальную функцию - быть оберегом - утеряло или эта функция была завуалирована их эстетическим назначением, то защитные функции детских украшений сохранились практически до настоящего времени.

Анализ терминов, употреблявшихся курдакско-саргатскими татарами для обозначения тканей, позволяет выявить последовательность появления в одежде указанной группы сибирских татар тех или иных тканей, определить традиционные и привнесенные компоненты, зависимость от социально-экономических условий, что в целом расширяет возможности изучения этнокультурной истории курдакско-саргатских татар.

Вход на сайт

Кто на сайте

Этот месяц Этот месяц 15
UA
Гости 132
Сейчас онлайн
-


Реклама в Интернете